Ахмад Шамлу

Ахмад Шамлу, известный персидский поэт, писатель, журналист, критик и переводчик, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1984 года, родился 12 декабря 1925 года в Тегеране.

Для псевдонима поэт взял себе два имени: А. Собх и А. Бамдад.

В 1947 году уже выходит его первый сборник «Забытые напевы» (آهنگ های فراموش شده). В этом сборнике представлены различные стихи от совсем традиционных образцов, до так называемых «стихов Нимы», а некоторое стихи этого сборника не имеют ни музыки, ни ритма. Именно последний вид стихов стал в последствии известен как «белый стих». Этот сборник не был столь важным для поэта, поэтому он и выбрал подобное название. Но для истории литературы его важность в представленных в нём образцов «белых стихов».

На формирование творческой личности Шамлу большое влияние оказала современная западная, а также советская поэзия. Его любимыми поэтами были испанский поэт Федерико Гарсия Лорка и русский Владимир Маяковский, чьи идеи вдохновляли поэта. Шамлу хорошо знал классику, при этом был увлечён новаторскими поисками Нима Юшиджа и стремился найти новые пути для выражения своей поэтической индивидуальности.

Шамлу пытался в корне изменить поэтику. По словам ираниста Кляшториной: «Он обратился к силлабическому стиху, он стал применять стих безразмерный, включающий садж – рифмованную прозу; он воспринял от Нима Юшиджа новую запись стиха – не по строкам, а по интонационному звучанию фразы, голоса. Динамика его стиха обеспечивалась именно силой ударения. Ахмад Шамлу вводит в стих язык улицы и необычную для поэзии поэтическую лексику, сталкивая её с высокими понятиями и добиваясь неожиданного контраста. Сама логика его поэтической речи, не говоря уже о звучании стиха, была необычной».

«Белый стих» Шамлу, или «свободный стих» отошёл от классической рифмы и арузных размеров. Его стих имеет внутренние законы, которые необходимы для поддержания конструкции стиха, его гармонии, которая одна только и делает стих поэзией. Шамлу ищет замену каноническим ритму и рифме и находит её в музыкальности. Музыкальность его поэзии – основной элемент поддержания внутренней гармонии стиха.

Как поэт Шамлу сформировался в 50-е годы 20 века. Тогда же выходят его поэтические сборники: «23», «Поэма-ода» (قطعه ی نامه), «Свежее дуновение» (هوای تازه). К 60-м годам относятся следующие сборники: «Зеркальный сад» (باغ آیینه), «Аида в зеркале» (آیدا در آیینه), «Мгновения и вечность» (لحظه ها و همیشه), «Аида, дерево, кинжал и воспоминание» (آیدا و درخت و حنجر و خاطره), «Из воздуха и зеркал» (از هوا و آیینه ها), «Феникс под дождём» (ققنوس در باران), «Оплакивание земли» (مرسیه ی خاک). В 70 – 80 гг. выходят в свет сборники «Цветение в тумане» (شکفتن در مه), «Ибрахим в огне» (ابراهیم در آتش), «Хоршидзад – покорительница смерти» (خرشیدزاد فاطحه ی مرگ).
За свои творческие заслуги Шамлу был выдвинут литературной общественностью Ирана на присуждение премии имени Форуг Фаррохзад (иранская поэтесса), учрежденной в 1972 г.

Умер Ахмад Шамлу 24 июля 2000 года в Кередже.

Источник - http://russian.irib.ir/tematicheskie-programi/