persianlang



Джами

ДЖАМИ (Абдеррахман Нуреддин-ибн-Ахмед) (1414—1492) — персидский поэт, ученый и суфий XV в. Сын простолюдина — выходца из Исфагана. Р. в местечке Джам. В зрелом возрасте был приглашен ко двору в столицу Хорасана Герат, где под покровительством гл. обр. просвещенного султана-тимурида Хусейна Бейкара и его знаменитого везиря — мецената (и поэта) Али Шир Неваи (см.) — и протекает его лит-ая деятельность. Еще при жизни Д. был общепризнанным величайшим (в современности) поэтом мусульманского мира.

       Лит-ое наследство Д. очень велико: свыше 30 прозаических сочинений разнообразного содержания — трактаты на богословско-суфийские темы, комментарии к классикам суфийской лит-ры, работы по поэтике, просодии, стилистике, музыке, грамматике и истории, из к-рых важнейшее: «Нефехат-аль-онс» (Дуновения искренней приязни) — биографический свод, в основу которого легли «Разряды суфиев» Ансари — источник первостепенной важности для историка лит-ры и суфизма. Венцом же лит-ой славы Д. являются его поэтические произведения: 4 лирических дивана (см.) и 7 эпических поэм, объединенных в «седмерицу» под общим названием «Хефт Авренг» (буквально — «7 престолов» — Семизвездие Большой медведицы), к-рую составляют: 3 дидактических поэмы — «Золотая цепь», «Дар благородных», «Четки праведных», аллегорическая поэма «Селяман и Абсаль», романтические поэмы — «Лейла и Меджнун» (см.), «Юсуф и Зулейха» (см.) и заключительная морализаторская — «Книга мудрости Александра» (Македонского).

       Вся «седмерица» отредактирована в последние годы жизни поэта (1480—1485). К 1487 относится написанный в поучение сыну «Бехаристан».

       В истории персидской лит-ры Д. завершает собой целую эпоху — так наз. «классический период». Новых мотивов в его творчестве нет. Социальные условия после потрясений монгольской эпохи и походов Тимура не давали почвы для роста и возникновения новых идей. То был период застоя как для Ирана, так и для всего мусульманского мира. В спокойной культурной обстановке Герата, после походов Тимура, на грани безнадежного упадка (до XIX в.) естественно было подвести итоги богатому лит-ому прошлому. Идеология суфизма (как основного явления духовной культуры средневекового Ирана) в его наиболее развитом виде сочетается поэтому в творчестве Д. с совершенством формы. Отделка формы, доходящая до грани вычурности, плавность стиха, четкость ритма и богатство рифмы, сочетание реализма с символизмом — вот основные черты стиля Джами. Находясь под влиянием своих великих предшественников, Д. в то же время возвращается к традициям домонгольского периода, к стилю так называемой (персами) «туркестанской школы», к которой принадлежал и Эмир Хосров Дехлийский (см.), оказавший сильное влияние на Д. Значение Д. — в многогранности его творчества, которому были чужды лишь панегиризм, сатира и героический эпос. Исключительно ценная рукопись Д. — «Куллийят» (Полное собрание) находится в СССР, в Аз. музее Академии наук. Это автограф самого поэта (см. Розен В. Р., Manuscrits persans. Collections scientifiques de l’Inst. des langues orient. d. Minist. d. Affaires etrangeres, СПБ., 1886).

Библиография:

Библиографические данные сообщены Крымским А., в XX томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона под «Джами». Rosenzweig V., v., Biographische Notizen uber Mevlana Abdurrahman Dschami, Wien, 1840; Nassau Lees W., Lives of the Mystics, Calcutta, 1859.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939.

Источник:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/1609/%D0%94%D0%B6%D0%B0%D0%BC%D0%B8