persianlang



«Красота и Сердце» Фаттахи Нишабури

Фаттахи Нишабури, Мохаммад б. Йахья Сибак (букв. «Яблочко») – персидский поэт и каллиграф тимуридской эпохи, уроженец города Нишапур. Год его рождения неизвестен, известна только дата смерти – 1448 г. Поначалу подписывался псевдонимом Туффахи (تفاحی), от арабского تفاح  «яблоко», потом сменил свой псевдоним на более благозвучный, Фаттахи (فتاحی), «Победительный».

Самое известное произведение Фаттахи – поэма «Хосн и Дель» («Красота и Сердце», حسن و دل), также известная под названием «Указание для влюблённых» (دستور عشاق). Произведение было создано в 1436-37 гг.

Это аллегорическая поэма, в которой рассказывается о любви царевича по имени Сердце к прекрасной принцессе по имени Красота и об испытаниях, которые ему пришлось преодолеть на пути к ней. Это универсальная история любви, как её представляли себе в Тимуридском Иране XV века.

 

 

У правителя Запада по имени Разум (عقل) рождается прекрасный сын Сердце (دل). Он растёт, изучает науки и искусства, затем начинает править в городе Тело (بدن). Однажды в беседе с придворными он узнаёт о существовании живой воды, однако никто не может сказать ему, где находится её источник. Тогда Сердце просит своего преданного друга по имени Взгляд (نظر) отправиться на поиски живой воды.

Взгляд пускается в путь и через некоторое время прибывает в процветающий город Благоденствие (عافیت), где правит юноша по имени Достоинство (ناموس).

Царь Достоинство осуждает желание Взгляда найти живую воду, и взгляд вынужден идти дальше. В пути он встречает мудрого старца Лицемерие (زرق), обитающего в замке Аскезы (زهد). Тот также советует ему отказаться от поисков. Но Взгляд не сдаётся и наконец приходит в город Руководство (هدایت), которым правит Стремление (همت).

Стремление рассказывает взгляду о стране, где правит царь Любовь (عشق), и о его дочери, прекрасной принцессе Красоте (حسن). Она живёт в городе Свидание (دیدار), а этот город сторожит страшный див по имени Соглядатай (رقیب). Если преодолеть препятствия, расставленные этим дивом, можно увидеть страну Лик (رخسار). В ней распоряжается военачальник Красоты по имени Стан (قامت). В саду Красоты находится источник живой воды. Две завесы (حجاب) на пути к живой воде – это стремление сохранить доброе имя в этом мире и желание получить награду в мире загробном. [донья (Намус) и окба (Зохд)].

В поисках живой воды Взгляд (نظر) отправляется в страну, где правит Красота (حسن) через ужасную пустыню Страстная Любовь (عشق). В пути его хватают слуги свирепого дива Соглядатая (رقیب), связывают и приводят ко двору дива. Чтобы избежать гибели, Взгляд говорит Соглядатаю, что знает секрет эликсира, при помощи которого можно любой металл превратить в золото. Соглядатай, соблазнившись, велит освободить Взгляд, но при условии, что тот приготовит для него волшебный эликсир.

Взгляд соглашается, но сообщает, что для приготовления эликсира нужна особая травка, которая растёт в саду Лика (رخسار). Соглядатай разрешает ему отправиться за этой травкой и сам следует за ним. Их путь лежит через сад военачальника по имени Стан (قامت). Соглядатай так объясняет хозяину цель их путешествия: Взгляд – искусный врач, который должен исцелить Соглядатая от некого недуга при помощи травки, которая, возможно, есть в саду Стана.

Стан не верит словам дива. Он устраивает пир в честь дорогих гостей, и на этом пиру Соглядатай страшно напивается. Тогда Стан просит Взгляд рассказать о действительной цели их путешествия, и тот открывает Стану правду. Тогда Стан, которому чужестранец пришёлся по нраву, отправляет Взгляд к своему слуге Голени (ساق), чтобы тот проводил его в сад Лика. Злой Соглядатай, проснувшись поутру и не найдя Взгляд, спешит вернуться к себе домой.

Взгляд же отправляется в сад Лика. В пути он встречает воина-индуса по имени Локон (زلف), который выехал на охоту. Взгляд не желает открываться воинственному чужестранцу и врёт, что он – тоже индус, который приехал поохотиться и заблудился. Наконец Взгляду не без приключений удаётся добраться до чудесного города Свидание (دیدار) и прекрасного сада Лика, где он встречает чёрнокожих прислужников Родинки (خال).

Казалось бы, всё идёт хорошо, но тут Взгляду навстречу попадается Кокетливый Взгляд (غمزه) – вечно пьяный и очень вспыльчивый слуга Красоты. В гневе он велит связать Взгляд.

Кокетливый взгляд просит у своей госпожи, Красоты (حسن), позволения убить Взгляд. Та велит сначала узнать о намерениях чужеземца, но вспыльчивый Кокетливый Взгляд, не слушая увещеваний, поднимает саблю, чтобы зарубить Взгляд. И тут он видит на руке Взгляда браслет, такой же, как у него. Кокетливый Взгляд понимает, что Взгляд – его родной брат, с которым его разлучили в детстве.

Счастливый Кокетливый взгляд покрывает Взгляд поцелуями и оставляет жить у себя. Красота, узнав об этом, начинает расспрашивать своего слугу о чужестранце. Тот так расхваливает умения и достоинства Взгляда, что Красота загорается желанием увидеть его. Взгляду удаётся остроумно ответить на все вопросы Красоты, и она остаётся довольна гостем.

Тогда Взгляд рассказывает Красоте о Сердце (دل), и девушка влюбляется. Она посылает Взгляд ко двору Сердца, а в сопровождающие даёт ему своего слугу – свой Образ (خیال). Ещё Красота даёт Взгляду свой перстень, который охраняет его от опасностей во время путешествия через пустыню и страну дивов.

Вернувшись в замок Сердца, Взгляд рассказывает ему о Красоте. Сердце тоже влюбляется в неё и решает отправиться к ней. Но тут вмешивается Разум (عقل): его осведомитель по имени Домысел (وهم) доносит своему господину о сумасбродном решении Сердца, и Разум запирает Сердце во дворце, а Образ бросает в темницу.

 

Взгляд (نظر) пускается в путь, чтобы известить Красоту (حسن) об этой беде. В пути его настигает Соглядатай (رقیب) и хочет расправиться со своим обидчиком, но Взгляду на выручку приходит Локон (زلف). Вместе они приходят ко двору Красоты, и Взгляд сообщает ей о произошедшем.

Красота решает идти войной на царство Разума. В поход отправляются Взгляд и военачальник Красоты Кокетливый Взгляд. Разум же спешит известить своих воевод о возможной угрозе. Первым выходит на бой с Кокетливым Взглядом Покаяние (توبه), сын Лицемерия (زرق). Войска Красоты разбивают его. Взгляд и Кокетливый взгляд под видом тюрков-отшельников, одетых в кожи, проникают в город Благоденствие (عافیت). Его правитель Достоинство (ناموس) приходит посмотреть на чужеземцев. Кокетливый Взгляд  читает ему проповедь с призывом отринуть мирские блага и стать отшельником. Достоинство раздаёт своё золото и уходит в пустыню. Город Благоденствие остаётся без правителя.

Покаяние приходит ко двору Разума и рассказывает о своём поражении. Разум призывает к себе Сердце и принимается увещевать его, призывая не вставать на сторону врагов собственного отца. Сердце раскаивается, заключает союз с Покаянием и соглашается идти в поход на город Свидание (دیدار). Войска Сердца ведёт опытный воин по имени Терпение (صبر).

В это время Красота пишет своему отцу Любви (عشق) письмо, в котором рассказывает о пленении своего Образа (خیال) и о том, что на её царство идёт войной Разум. Разгневанный царь Любовь посылает на помощь Красоте своего военачальника Симпатию (مهر).

Сердце во главе войска подходит к городу Свидание. Юноша очарован прекрасной страной, но вспоминает обещания, данные Разуму, и всё же решает начать войну.

 

Идёт бой между войсками Разума (عقل) и Любви (عشق). Раненого Сердце (دل) похищают с поля боя и приносят ко двору Красоты (حسن). Взгляд (نظر) мучит раскаяние, он причитает над раненым господином, называет себя виновником его бед. Войско Сердца, лишившись военачальника, пускается в бегство. Локон (زلف) преследует Разум и берёт его в плен.

Кормилица Красоты Кокетство (ناز) советует царевне сразу не обнаруживать свою любовь к Сердцу, а сперва помучить его. Та слушается старую кормилицу и велит бросить Сердце в яму Подбородка (ذقن).

Но Красоте жаль сердце. Послушав совета Верности (وفا), прекрасной дочери Симпатии (مهر), она приказывает Локону освободить Сердце и поселить его в саду Знакомства (آشنایی). Чтобы Сердцу было не так тоскливо, Красота посылает к нему в услужение своего виночерпия Рубиновые Уста (لعل) и служанку Улыбку (تبسم).

Сама Красота тоже страдает в разлуке с Сердцем. Когда её мучения становятся невыносимыми, она призывает к себе Кокетство и Верность и советуется с ними, как быть. Кокетство говорит, что Сердце не достоин Красоты. Верность же советует приказать Улыбке подсыпать Сердцу в вино снотворное и спящим принести его во дворец.

Красота так и поступает. Локон приносит одурманенного Сердце к Красоте, и та всю ночь пирует, обнимая любимого. Утром Локон относит Сердце обратно. Проснувшись, тот не может понять, сон это был или видение. Таким образом они проводят несколько ночей.

Однажды уродливая дочь Соглядатая (رقیب), колдунья Другая (غیر) узнаёт о том, что Красота проводит ночи с Сердцем, и решает разрушить их счастье. На следующий день, когда Красота уезжает по делам, Другая переодевается в её одежды, превращает пери и гулей в слуг, и в сопровождении такой свиты отправляется на свидание с Сердцем.

 

Облачившись в одежды Красоты, Другая пробирается в сад Знакомства (آشنایی). Сердце (دل), Образ (خیال) и Взгляд (نظر), пьяные от вина, сидят на лужайке. Другая подзывает Взгляд и велит ему привести к себе Сердце. Тот спьяну не может отличить Другую от Красоты и выполняет её приказ.

Образ, проснувшись, видит, что Сердца нет рядом. Он сообщает об этом Красоте, та бросается в покои дворца и видит Сердце в объятиях Другой. Сердце же, проснувшись, видит рядом с собой уродливую Другую, понимает свою ошибку и начинает сетовать на судьбу.

Красота наказывает своих приближённых: Кокетливый Взгляд (غمزه), Стан (قامت), Родинку (خال), Верность (وفا) и Локон (زلف). Она велит Образу прогнать Сердце и Взгляд из сада Знакомства и бросить их в страшной долине Упрёков (عتاب).

Другая в это время рассказывает Соглядатаю (رقیب) о том, что Красота проводит время с чужестранцем царского рода Сердцем. Соглядатай приходит в ярость, отыскивает Сердце и Взгляд и заключает их в ужасный замок Разлуки (هجران).

Торжествующая Другая пишет Красоте письмо, в котором рассказывает о своей обиде и ревности, и о том, как она хитростью настроила Красоту против Сердца. Она сообщает Красоте, что Сердце и Взгляд теперь томятся в замке Разлуки в долине Расставания (فراق), откуда их не сможет спасти ни один из слуг Красоты.

 

Красота (حسن) получает письмо Другой (غیر) и раскаивается в том, что прогнала Сердце (دل). Принцесса призывает к себе Верность (وفا), просит у неё прощения и спрашивает совета. Верность советует Красоте простить Сердце и прекратить  его мучить. Красота пишет Сердцу письмо, в котором рассказывает о своих чувствах. Она просит свой Образ (خیال) доставить письмо Сердцу.

Сердце пребывает в подавленном состоянии. Он обижен на Образ и пытается его прогнать, желая остаться наедине со своими бедами. Образ уговаривает Сердце прочесть письмо. Тот читает, и сердце его наполняется радостью. Он пишет любимой красноречивый ответ.

А что же случилось с разбитым войском Сердца? Его военачальники разбрелись кто куда. Разум (عقل) томится в плену где-то далеко на востоке, в Китае. Терпение (صبر) после долгих скитаний приходит в замок Стремления (همت) и просит того помочь узнать о судьбе Сердца. Стремление соглашается, поскольку чувствует и свою вину в том, что приключилось с Сердцем. Он снаряжает войско и едет к своему брату Стану (قامت).

Стан оказывает Стремлению радушный приём (они пируют две недели) и рассказывает о бедах Сердца. Опечаленный Стремление решается поехать ко двору царя Любви (عشق) в его столицу Тело (بدن). Он везёт Любви богатые дары, а тот, в свою очередь, встречает Стремление с почестями. Месяц длится приветственное пиршество.

Через месяц Любовь приглашает к себе Стремление и спрашивает о цели его визита. Стремление сначала намёками, а потом и напрямую пытается уговорить Любовь быть милостивым к Разуму и Сердцу. Он напоминает царю о его дальнем родстве с Разумом: Разум и Любовь ведут свой род от двух сыновей некого государя, разделившего для них мир на восточное и западное царства.

Узнав, что Разум приходится ему роднёй, Любовь велит Симпатии (مهر) отправиться на восток, освободить Разум и привезти его в Тело. Любовь приветливо встречает Разум, они обмениваются любезностями, и Разум становится министром Любви.

Сердце же всё это время томится в замке Разлуки (هجران) в долине Расставания (فراق).

 

Итак, царь Любовь (عشق) назначил Разум (عقل) своим министром, и тот начал предпринимать меры по спасению своего сына, Сердце (دل), который томится в замке Разлуки (هجران).

По приказу Разума на выручку Сердцу отправляются Стремление (همت) и Терпение (صبر). Во главе большого войска они подходят к замку Разлуки и освобождают Сердце. Тот в битве одолевает дивов Соглядатая (رقیب), а его самого берёт в плен. Сжалившись над поверженным врагом, Сердце дарует ему жизнь. Соглядатая заключают в замок Разлуки. Изловив колдунью Другую (غیر), Сердце поначалу хочет сжечь её, но потом тоже сохраняет ей жизнь.

Сердце приезжает в город Свидания (دیدار), где его с почтением встречают Симпатия (مهر), Стан (قامت), Локон (زلف) и Кокетливый Взгляд (غمزه). По приказу Красоты каждый день один из её приближённых принимает у себя Сердце.

На пятый день Сердце жалуется Образу (خیال), что у него больше нет сил дожидаться встречи с Красотой. Образ утешает его тем, что ждать осталось совсем немного.

Наконец объявляют о помолвке Сердца и Красоты, а также Стремления и Верности (وفا), Взгляда (نظر) и Кокетства (ناز). Устраивают пышное пиршество. Великолепный свадебный поезд сопровождает невесту в дом жениха.

Сердце, опьянев, не выдерживает и в сопровождении Взгляда и Стремления идёт во дворец. Их встречает Улыбка (تبسم). Виночерпий Рубиновые Уста (لعل) разливает по чашам живую воду, из-за которой и началась вся история.

Красота видит пьяного Сердце, краснеет от стыда и убегает в отдельную комнату вместе с Кокетством и Верностью. Сердце причитает у её дверей и умоляет впустить его. Наконец Красота соглашается, и Верность поднимает завесу.

دل آنشب حسن می کرد و نظر ناز            ز همت هم وفا کردن شد آغاز                 

Начинается справедливое правление Сердца.

Однажды Сердце, Стремление и Взгляд отправились гулять в сад. Возле источника Уст (فم) Сердце увидел увидел старца, одетого в зелёное. Это был Хизр. Тот подробно разъяснил Сердцу смысл всего приключившегося с ним.

Сердце правил справедливо. Бог даровал ему множество детей, и эта история – один из них.

Е. Никитенко